Земельный кодекс доступ к участку

Доступ к Земельному Участку Градостроительный Кодекс

Земельный кодекс доступ к участку

ООО «Судебно-экспертная служба «ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ»

пр. Михаила Нагибина, 14 а, оф. 631 А +7(863) 310-71-54

8 (909) 43-45-739

  1. Главное меню
  2. Библиотека
  3. Министерство имущественных отношений Об обеспечении образуемых (измененных) земельных участков доступом к земельным участкам общего польз

Об обеспечении образуемых (измененных) земельных участков доступом к земельным участкам общего польз

Вопрос: Об обеспечении образуемых (измененных) земельных участков доступом к земельным участкам общего пользования посредством установления частного сервитута в отношении соседних земельных участков для целей осуществления государственного кадастрового учета, а также о лицах, имеющих право выступать сторонами соглашения об установлении частного сервитута.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 17 июля 2013 г. N Д23и-1962

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) рассмотрел обращение и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05. 06. 2008 N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Информации, изложенной в обращении, недостаточно для подготовки обоснованного ответа (в частности, не указаны реквизиты решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета).

Вместе с тем полагаем возможным по затронутым в обращении вопросам отметить следующее.

Согласно положениям п. 4 ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 24. 07. 2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) образуемый или измененный земельный участок должен быть обеспечен доступом (проходом или проездом от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.

Согласно п. 64 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24. 11.

2008 N 412, сведения об обеспечении образуемых (измененных) земельных участков доступом к земельным участкам общего пользования посредством ограничения прав правообладателей смежных земельных участков включаются в межевой план на основании соответствующих договоров либо соглашений, заключаемых между собственниками земельных участков, либо лицами, которым такие земельные участки предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Дорогие посетители! На сайте предложены типовые варианты решения проблем, но каждый случай индивидуален и имеет свои нюансы.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – звоните по бесплатному телефону+7 800 350-23-69 доб. 504 (консультация бесплатно)

В случае если образуемый (измененный) земельный участок и земельный участок, посредством которого обеспечивается доступ к земельным участкам (землям) общего пользования, принадлежат на праве собственности одному лицу, то для включения в межевой план сведений об обеспечении такого образуемого (измененного) земельного участка доступом наличия указанных договоров либо соглашений не требуется.

В соответствии с п. 1 ст.

274 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Согласно п. 3 ст. 274 Гражданского кодекса сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

Сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами (п. 4 ст. 274 Гражданского кодекса).

Таким образом, лицом, требующим установления сервитута, может выступать как собственник земельного участка, так и лицо, которому участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования.

При этом соглашение об обременении земельного участка частным сервитутом может заключать исключительно его собственник.

Позиция Департамента недвижимости по вопросу установления частного сервитута на земельный участок, находящийся в государственной собственности, изложена в Письме от 15. 06. 2011 N Д23-2535 (размещено в информационно-справочных системах в сети Интернет).

В дополнение сообщаем, что изложенная выше позиция Департамента недвижимости доведена до сведения Росреестра.

Доступ к земельному участку земельный кодекс Доступ к земельному участку

Путеводитель по судебной практике. Продажа недвижимости 7. 29. Вывод из судебной практики: Обеспечение доступа к смежным земельным участкам и объектам недвижимости не является основанием для отказа в продаже по ст.

Статья 262

В-четвертых, граждане вправе не только находиться на таких, но и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты. Соответствующее указание находит конкретизацию в ряде иных нормативных актов.

Письмо Д23-914 от 2011-03-09 Об установлении права ограниченного пользования земельным участком (сервитута); об определении приоритета публичного и частного сервитутов; об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд; о необходимости принятия решения общим собранием участников долевой собственности для совершения сделок с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения; о требованиях к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков; о нормативной точности определения координат характерных точек границ земельных участков

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу разъяснения некоторых положений земельного законодательства и сообщает следующее.

1. По вопросу обеспечения доступа от земель или общего пользования к другим земельным

Согласно п. 4 ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 24. 07. 2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка, в случае если доступ (проход или проезд от общего пользования) к образуемому или измененному не будет обеспечен в том числе путем установления сервитута.

В соответствии с п.

Свободные земли

По мнению губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко. изменение федерального законодательства в сфере оборота сельхозземель позволит 47-му региону значительно увеличить объемы производства сельскохозяйственной продукции и продолжить курс на импортозамещение.

«Правительство Ленинградской области несколько раз обращалось в российское Правительство и Государственную думу с инициативой о новой форме земельных отношений, которые предусматривали бы в том числе возможность изъятия земель сельхозназначения, собственники которых их не обрабатывают.

Источник: https://Russia-Ukraine.com/dostup-k-zemelnomu-uchastku-gradostroitelnyj-p07/

Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок

Земельный кодекс доступ к участку
Энциклопедия МИП » Гражданское право » Собственность » Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок

Земельные участки общего пользования включают в себя объекты, которые расположены на территории населенных пунктов государства.

Наиболее важнейшим природным ресурсом, которым может владеть любое государство, является земля. Территории выступают основным базисом при проектировании и строительстве жилой недвижимости, что важно для создания нормальных условий проживания населения в городах и селах.

Земли играют исключительную роль при функционировании различных сфер государственного значения – транспорта, энергетики, промышленности, коммуникаций и других, а также являются местами локализации уникальных природных ландшафтов и комплексов.

Каждый из участков, независимо от эксплуатационной категории, имеет официального владельца, который может самостоятельно распоряжаться своим участком земли. Однако в активе государства существуют такие территории, которые подлежат общественному использованию на законных основаниях.

Земельные участки общего пользования

В соответствии с гражданским законодательством для удовлетворения потребностей широкого круга лиц и любых граждан предусмотрены специальные земельные участки общего пользования. Это территориальные участки, в пределах которых граждане имеют право находиться на законных основаниях, а также могут свободно использовать все природные и прочие объекты, расположенные там же.

Земельные участки, которые пригодны для публичного свободного использования гражданами страны, включают в себя объекты, которые расположены на территории населенных пунктов государства.

Сюда относятся улицы, площади, набережные, скверы, бульвары, общественные пляжи, водные объекты и др.

Граждане имеют возможность использовать данные территории, а также природные объекты, расположенные на них, в соответствии с допустимым правовым режимом, а также в соответствии с земельным законодательством.

Правовой режим земельных участков общего пользования

Действующими законами гражданского и земельного законодательства установлен факт, что земельные участки, находящиеся в общем пользовании, могут находиться исключительно в собственности органов государственной власти или учреждений местного самоуправления муниципального масштаба. Существует категорический запрет на осуществление приватизации таких территорий.

Общественные территории могут быть огорожены специальными заборами и оградами, которые свидетельствуют о запрете гражданам для использования данных участков. Если же собственник, владелец, арендатор или пользователь специальными оповестительными и сигнальными знаками строго не обозначил наличие какого-либо запрета, то любая особа имеет право пройти через данный участок.

Основным условием для использования общих территорий является соблюдение всех требований собственника, а также такая эксплуатация, которая не принесет убытков, ущерба и беспокойства собственнику земель.

Правовой режим земельных участков общественного предназначения предусматривает возможность граждан полностью и бесплатно использовать все объекты инфраструктуры и удобства, расположенные в конкретных пределах. Таким образом, граждане могут использовать все дороги городов, улицы и тротуары, урны, скамейки, детские площадки и др.

Земельные участки общего пользования в составе земель различных категорий

Законодательство не выделяет земельные участки, находящиеся в общем пользовании, в отдельную категорию, так как рассматривает такие участки исключительно в составе существующих классов земель. Земли для общественного использования могут входить в состав следующих категорий, которые определяются в зависимости от целевой специализации, природных и социально-экономических факторов:

  • территории, которые предназначены для выполнения сельскохозяйственных работ;
  • участки населенных пунктов;
  • земельные территории, которые используются для выполнения специальных задач государственной важности и применяются в транспортной, коммуникационной, промышленной, космической, оборонной, энергетической и других сферах;
  • территории, которые подлежат особой охране государственными и муниципальными ведомствами;
  • земельные участки лесного и водного фондов;
  • территории, которые находятся в государственном запасе.

Учитывая данные категории, специфика использования земель общего пользования предусматривает возможность граждан использовать земельные территории и дороги для прохода и проезда, береговые полосы и водные объекты для времяпровождения и купания, территории общественного использования в пределах городов, а также лесные насаждения для времяпровождения и сбора урожая в допустимой мере.

Право прохода через чужой участок

Все граждане имеют право свободно передвигаться по территории страны, а также использовать для прохода все участки, которые не ограждены в соответствии с наличием законных прав на конкретную территорию. Запрет будет действителен, если собственник предварительно установил оградительные знаки о существующем запрете.

Для свободного прохода граждане могут использовать различные участки для общественного использования, которые находятся в составе различных земельных категорий:

  • территории транспортной сферы – магистрали, дороги и трассы, которые используются для пешего прохода и проезда с помощью транспортных средств;
  • береговые полосы и прибережные участки, которые находятся в непосредственной приближенности к водным объектам;
  • для прохода граждан предназначаются также общественные территории в пределах населенных пунктов;
  • лесные участки.

Если собственник устанавливает ограничения на возможность прохождения третьими лицами через его территории, то граждане имеют возможность оформить сервитут. Данный документ позволит использовать земельные территории для свободного прохода и использования в установленных законодательством целях.

Права собственника земельного участка по поводу доступа на участок

Законный собственник территории, получая документальное подтверждение о праве собственности на земельные участки, приобретает и возможность использования земельных ресурсов, а также всех водных, растительных и почвенных объектов в полной мере, при условии что законодательством не предусмотрены определенные запреты.

Собственник также имеет право в полной мере эксплуатировать все доступное пространство по собственному усмотрению, но в соответствии с целевым предназначением и соблюдением правового режима.

Владелец земельных территорий имеет законное право установить ограждения на границах своей собственности с целью ограждения своих владений от общественного доступа и использования посторонними лицами. Если такие предупредительные знаки существуют, то посторонние лица не могут находиться и проходить через огражденные участки земли.

Если собственник по каким-либо причинам не пожелал или не имел возможности установить ограждения в пределах своей собственности(земли), то такие территории могут расцениваться гражданами в качестве общественных и использоваться для прохода и времяпровождения. Единственным условием нахождения на таких участках является соблюдение правового режима, который запрещает нанесение ущерба участку и всем объектам, а также причинение личного беспокойства собственнику.

Причинение ущерба или нарушение спокойствия собственника при переходе через чужой земельный участок

Законные собственники любых земельных территорий, которые подпадают под категориальные признаки общественных участков в составе любых земель, могут по собственному желанию предоставлять в пользование свое имущество в виде участка земли для прохода граждан или же устанавливать запрет на такую эксплуатацию с помощью установки специальных ограждений.

В случае если при переходе участка был нанесен ущерб земельным территориями или объектам, которые расположены в конкретных пределах, или же собственнику было причинено неудобство и беспокойство, владелец имеет возможность потребовать в судебном порядке устранения всевозможных нарушений. Для этого собственнику стоит обратиться в суд с соответствующим судебным иском о факте нарушения прав при переходе через его участок земли.

Источник: https://advokat-malov.ru/sobstvennost/zemelnye-uchastki-obshhego-polzovaniya.-dostup-na-zemelnyj-uchastok.html

Доступ к земельному участку земельный кодекс

Земельный кодекс доступ к участку

Такая проблема знакома многим. К примеру, у Вас в собственности земельный участок, но дорога к нему проходит через участок соседа, и никакого другого пути к Вашей земле нет.

Как выйти из сложившейся ситуации? Проблема решается установлением земельного сервитута. Что это такое? Сервитут является обременением на земельный участок, и одновременно правом ограниченного пользования чужим земельным участком.

Существует два вида сервитута:

  1. Публичный – такой сервитут устанавливается законом, или нормативно-правовым актом субъекта РФ, или органа местного самоуправления для обеспечения государственных, муниципальных нужд, или интересов местного населения;
  2. Частный сервитут, устанавливается путем заключения соглашения между собственником земли, через которую необходим доступ и лицом, которому необходим доступ. Такой вариант наиболее подходящий для решения проблемы с соседом.
  • Заключите соглашение с соседом, определив стоимость и порядок использования земельного участка;
  • Подайте заявления о внесении сведений о сервитуте в орган кадастрового учета;
  • После внесения сведений о сервитуте Вам необходимо собрать пакет документов для регистрации права и подать его в Росреестр.

Сервитут считается действительным с момента регистрации прав (внесения сведений в Реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

Бывает и такое. Тогда вам придётся обратиться в суд и привести доказательства того, что иными способами ваши потребности (доступ к участку) удовлетворены быть не могут.

Однако важно учесть, что суд самостоятельно определит оптимальные условия сервитута (в нашем случае, маршрут, которым вы будете следовать к своему участку и плату за использование участка).

  • Предмет соглашения (договора);
  • Основные условия соглашения;
  • Условия платы за сервитут;
  • Ответственность сторон;
  • Иные условия и требования (устанавливаются стандартной формой соглашения и дополнениями к ней).

Стоимость сервитута должна быть соразмерна убыткам, которые несёт обременённая сторона.

Москва, улица Велозаводская, д.

4. Электронная почта: Оценить

Письмо №Д23-914 от 09.03.2011

Копии таких документов, заверенные кадастровым инженером, включаются в приложение к межевому плану.

На основании п. 1 ст. 274 Гражданского кодекса РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком, то есть установления сервитута.

Статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность установления как частного, так и публичного сервитута.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

подъездные пути к земельному участку

Характеристика прав собственников земельных участков будет неполной, если не коснуться вопроса о праве доступа собственника на свой собственный участок.

Прямо такого права законодательно не закреплено. Право доступа на свой участок существует только в том случае, если реально к уже существующему земельному участку есть подход, проезд или подъезд.

В иных ситуациях этот вопрос решается путем установления сервитута.

4). Согласно ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ, обязательным условием разделения земельного участка на несколько участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку.

В соответствии с Методическими рекомендациями по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденными Росземкадастром 17 февраля 2003 г.

, земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом — в виде прохода (шириной не менее 1 м) или проезда (шириной не менее 3,5 м). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом.

Доступ к участку обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков путем установления частного сервитута. Согласно п. 5.7 Строительных норм и правил РФ СНиП 30-02-97*

«Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения»

(утв.

постановлением Госстроя РФ от 10 сентября 1997 г. N 18-51): На территории садоводческого (дачного) объединения ширина улиц и проездов в красных линиях должна быть, м: для улиц — не менее 15 м; для проездов — не менее 9 м.

Москвы «Респект», предварительно записавшись по многоканальному телефону 8(495)223-94-32.

Статья 262. Земельные участки общего пользования.

Доступ на земельный участок

В соответствии с ч. 8 ст. 6 Водного кодекса РФ каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

В-пятых, в комментируемой статье (и в ряде иных актов), с одной стороны, указывается, что рассматриваемые права граждан реализуются свободно, без каких-либо разрешений, а с другой стороны, называются источники пределов (стеснений) этих прав. Пределы устанавливаются законом, иными правовыми актами, собственником земельного участка.

Важно отметить, что иные правовые акты (указы Президента РФ и постановления Правительства РФ) должны соответствовать (не противоречить) федеральным законам (п.

Договор об обеспечении доступа к земельному участку

Договор составляется письменно в соответствии со стандартным образцом. Он подлежит обязательной регистрации в органах Росреестра. Согласно статье 39.24 Земельного Кодекса Российской Федерации сторонами договора могут быть:

  1. пользователи, владельцы и арендаторы, если в отношении участка имеют место соответствующие обязательства, срок которых превышает 1 год. В такой ситуации получение письменного разрешения распорядительного органа обязательным не является, но уведомление должно поступить;
  2. местная администрация (если землей распоряжается муниципальное унитарное предприятие). В данной ситуации необходимым является наличие письменного согласия собственника на установление сервитута.

Лица, которые заключили соглашение, устанавливающее сервитут, должны в обязательном порядке уведомить об этом соответствующее ведомство в течение 10 суток после его подписания.

Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

Удовлетворяя исковые требования, суды руководствовались Гражданского кодекса Российской Федерации, , Земельного кодекса Российской Федерации, , , , , Федерального закона от 08.11.

2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 257-ФЗ), Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области и исходили из доказанности факта нахождения спорного земельного участка в территориальной зоне городского наземного транспорта ИТ-2 в полосе отвода автомобильной дороги, в то время как возможность размещения объектов дорожного сервиса (пунктов питания, парковок и т.д.) на основании договора аренды земельного участка N 257-ФЗ или иными действующими нормативными актами не предусмотрена.

Подъездные пути к земельному участку

Требование об установлении сервитута можно передать органам федеральной, региональной, муниципальной власти в зависимости от того, какой орган является собственником участка, но нельзя требовать предоставления сервитута от арендаторов земельного участка.

В свою очередь, публичный сервитут не требует согласия владельца земельного участка.Решение об установлении сервитута принимается на общественных слушаниях.

Таким образом, потребовать имеет право собственник земли или другого объекта недвижимости. К тому же требования в установлении сервитута могут предъявлять владельцы на или .

Обеспечение доступа к образуемому земельному участку

swetLana сказал(а): ↑ а я делаю раздел с сохранением исходного. в середине участка ШРП-это будет ЗУ1 и к нему подходит сеть газопровода.

доступ к ШРП будет производиться через исходный(измененный участок)или лучше образоать часть на нем?Нажмите, чтобы раскрыть. Земельный кодекс РФ Статья 11.4. Раздел земельного участка 1.

При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пункте 4 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

2. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки. 3.

При разделе земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности на все образуемые в результате такого раздела земельные участки, если иное не установлено соглашением между такими участниками. 4.

Раздел земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.

При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства, огородничества или дачного строительства либо относящихся к имуществу общего пользования.

При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

5. Раздел земельного участка, предоставленного для комплексного освоения в целях жилищного строительства, осуществляется лицом, с которым заключен договор аренды земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.

Обеспечение доступа к смежным земельным участкам и объектам недвижимости

Рассмотрение заявления будет возобновлено после разрешения спора по поводу использования территории совместного использования (общего проезда).

ООО “Бипал”, посчитав, что бездействие Департамента, выразившееся в непринятии решения о приватизации земельного участка, является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Источник: http://jurist-sochi.ru/dostup-k-zemelnomu-uchastku-zemelnyj-kodeks-53871/

Земли общего пользования: основные правила использования

Земельный кодекс доступ к участку

В рамках населенных пунктов выделяются различные категории земель, которые могут использоваться в соответствии с их целевым назначением. Одной из таких категорий являются земли общего пользования.

Что именно относится к этой категории и как эти земли можно использовать?

Законодательство

Регулирование вопросов использования земель общего пользования в рамках населенных пунктов осуществляется двумя ключевыми нормативными актами, первым из которых является Градостроительный Кодекс Российской Федерации, а вторым — Земельный Кодекс.

Указанные нормативные акты занимаются полномасштабным регулирование всех вопросов, связанных с эксплуатацией любых земельных категорий, расположенных в населенном пункте.

Кроме того, Земельный Кодекс Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением правил эксплуатации существующих земельных участков.

https://www.youtube.com/watch?v=Y7ohL6ae4DA

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Градостроительный кодекс Российской Федерации дает подробную расшифровку понятия земель общего пользования, а также формулирует основные правила эксплуатации этого ресурса. В рамках данного нормативного акта также происходит подробная расшифровка основных направлений, по которым может происходить эксплуатация конкретного земельного участка, отнесенного к той или иной категории.

Так как понятие земель общего пользования относится одновременно к двум сферам правоотношений — градостроительным и земельным, на них распространяется свое действие также и региональное законодательство. Этот уровень законодательства может использоваться в том случае, если региональные нормативные акты не входят в противоречие с федеральным законодательством.

В то же время, если подобная возможность установлена на федеральном уровне, для выявления наиболее удачного варианта решения проблемы может осуществляться выбор тех нормативно-правовых норм, которые будут использоваться.

Какие земли относятся к категории земель общего пользования?

К землям совместного использования будут относиться следующие земельные участки:

  • Земли, на которых были построены транспортные развязки, а также дороги различного уровня направленности и обслуживающих характеристик;
  • Земельные участки, на которых возведены инженерные сооружения, предназначенные для обслуживания социально-культурных потребностей населения;
  • Земли, используемые для захоронения бытовых отходов или возведения предприятий, предназначенных для утилизации имеющихся бытовых отходов;
  • Земельные участки, использование которых подразумевает удовлетворение интересов жителей населенных пунктов.

Эти земли являются землями общего пользования, которые могут эксплуатироваться для достижения интересов качественного обслуживания проживающих в конкретном населенном пункте людей, а также для полноценного функционирования различных юридических лиц, в том числе и региональных и муниципальных органов власти.

Возможные варианты использования земель общего пользования

Именно по этой причине рассматривать в сфере правоотношений можно только такие варианты использования, как:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Аренда;
  • Безвозмездное бессрочное пользование.

Земельное и гражданское законодательство запрещает возможности оформления в частную собственность земельных участков, относящихся к землям общего пользования, независимо от того, каким именно образом происходит такое оформление — выкупом или путем проведения процедуры приватизации.

Однако, в том случае, если на участке расположено капитальное строение, оформленное надлежащим образом в качестве недвижимого имущества с прохождением регистрации права собственности, участок через судебное решение можно признать находящимся в собственности. Но в этом случае будет работать правило, согласно которому оформление права собственности невозможно в том случае, если имущественные претензии предъявляются к земельному участку, расположенному, например, на улице.

При оформлении договора аренды собственник здания, расположенного на этом участке, имеет право преимущественного заключения договора аренды. Однако право выкупа действовать в этом случае не будет, а указание возможности выкупа в тексте договора будет считаться незаконным.

Аренда земель общественного пользования имеет наибольшее распространение в сфере правоотношений, где одной из сторон, заключающих договор, выступает юридическое лицо.

Если же речь идет о взаимодействии физического лица и государства, то в качестве возможного варианта получения во владение земли будет считаться безвозмездное пользование или постоянное бессрочное пользование. И в том, и в другом случае владелец участка (но не собственник, которым выступает государство) имеет право возвести капитальное строение на территории полученного участка.

В том случае, если объект капитального строительства прошел официальную регистрацию в виде недвижимого имущества с оформлением права собственности, с таким сооружением можно осуществлять все юридически значимые действия (продать, подарить, оставить в наследство), земля перейдет к новому собственнику строения.

Однако, так как оформление в собственность такого участка запрещено, произойдет переход права аренды земельного участка. В гражданском законодательстве этот принцип называется переуступкой права аренды (отдельного перезаключения договора в этом случае не требуется, но внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость будет обязательным).

Правила налогообложения земель общего пользования

Так как земли общего пользования находятся в собственности государства, режим их налогообложения будет иметь определенные особенности:

  • Если участок предоставлен в аренду физическому или юридическому лицу, то налогами этот участок будет облагаться только в том случае, если на нем не возведено никаких строений, оформленных в качестве недвижимого имущества. В противном случае налог может быть заменён арендным платежом или наоборот;
  • Если участок не имеет своего владельца или пользователя (например, проезжая часть дороги), то земельный налог в этом случае будет заменён транспортным (в состав которого включается также и налог за использование дорог), то есть сумма налогообложения будет разделена в пропорциональном размере на всех потенциальных пользователей конкретным участком;
  • Если земли общего пользования находятся в рамках садоводческого некоммерческого товарищества, то налог за эти территории должны платить все собственники участков в рамках такого объединения.

Особый режим налогообложения земель общего пользования обусловлен непосредственно особенностью характера и возможных вариантов использования таких участков.

Ответственность за незаконное использование земель общего пользования

Одним из наиболее распространенных вариантов нарушения законодательства об использовании земель общего пользования считается самозахват таких территорий. Классификация такого правонарушения происходит в соответствии со статьей 7.

1 Кодекса об административных правонарушениях. Согласно этой статье под самозахват от земель общего пользования необходимо понимать самовольное занятие и эксплуатацию земельного участка без наличия соответствующих правоустанавливающих документов на него.

Наказание за такое правонарушение назначается в соответствии с этой же статьей Кодекса и подразумевает под собой только наложение штрафа на нарушителя.

Однако, если на участке возведено самовольное строение (а лицо, возводившее это строение, такого права не имел), одним штрафом отделаться уже будет нельзя — самовольную постройку придется снести и восстановить первоначальный вид конкретного участка. При этом все эти действия нарушитель должен осуществить за свой счёт.

Контроль за содержанием и эксплуатацией земель общего пользования Земельный Кодекс налагает на специально уполномоченные органы, в функции которых включен обязательный контроль за состоянием земель в конкретном административно образовании, а также управление недвижимым имуществом, принадлежащим государству на праве собственности и подлежащим распределению в соответствии с действующим законодательством.

Земли общего пользования представляют собой особую категорию земель населенных пунктов, режим использования которых регулируется как на федеральном, так и на региональном уровне. Особенность нахождения таких земель только в собственности у государства накладывает отпечаток как на возможности реализации таких участков, так и на режим налогообложения этой категории земель.

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/zemli-obshhego-polzovaniya.html

Законное право доступа к своему земельному участку проезд

Земельный кодекс доступ к участку

Если правообладатель откажется подписывать соглашение о сервитуте, либо у сторон возникнут какие-либо разногласия по условиям данного соглашения, спор об установлении сервитута может быть разрешен в судебном порядке.

В данном случае, право ограниченного пользования земельным участком или иным недвижимым имуществом подлежит регистрации в ЕГРП на основании решения суда. 4. Размер платы за размещение сервитута.

Лицо, в пользу которого устанавливается сервитут, во всех случаях обязано перечислять плату собственнику обременяемого объекта.

Плата за сервитут должна быть соразмерна материальной выгоде, которую могло получить это лицо, если бы земельный участок не был обременен сервитутом (например, возможной выгоде от предоставления части участка, используемого для проезда и прохода, в аренду третьим лицам).

Адвокат по земельным вопросам маковеев сергей иванович

Важно Скачать образец искового заявления на соседа по земельному участку можно здесь Дополнительно подготовьте документы, которые необходимо подавать вместе с иском:

  • Правоустанавливающие документы на участок земли;
  • Доказательство совершения оплаты государственной пошлины;
  • Кадастровый паспорт на участок земли;
  • План осуществления процедуры межевания;
  • Заключение специалиста;
  • Если подавались претензии и жалобы на соседей в администрацию или органы государственной власти, то приложите официальные ответы на жалобы;
  • Наглядный материал, доказывающий неправомерность действий соседей;
  • Дополнительные документы.

Стоимость составления искового заявления в отношении соседей составляет 300 рублей. Исковые заявления на соседей по земельному участку принято рассматривать в течение 60 дней с момента подачи документов в суд и дольше.

Доступ к вашему участку должен быть в силу закона

Основываясь на данных статьи 262 ГК РФ, делайте вывод о том, что владельцы участков земли должны иметь возможность без осложнений и препятствий добираться до своего участка и дома, построенного в пределах границ земельного надела.

Кроме этого, граждане имеют право посещать территорию общего пользования без чьего-либо разрешения и без ограничения по времени пребывания на таких территориях.


Граждане могут осуществлять применение природных объектов, расположенных на территории общего доступа в пределах, установленных законом страны. Статья 262 ГК РФ называется дословно «Земельные участки общего пользования.
Доступ на земельный участок».

Учтите, что данная статья регламентирует не только право пользования собственным участком земли, но и общественными территориями, которые не могут быть перекрыты на основании желания какого-либо гражданина или группы лиц.

Доступ / проезд к своему участку через соседний

Гражданского кодекса РФ). В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, претендующего на сервитут.

При этом соразмерность платы за пользование земельным участком (кстати, она может и не назначаться) представляет собой ее соответствие тем неудобствам и ограничениям, которые испытывает собственник участка в связи с использованием его земли обладателем сервитута.

Размер такой платы может быть определен на основании материалов оценки согласно правилам Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ (письмо Мин­экономразвития России от 21 октября 2009 г. № Д23-3470).

Не проходите мимо

Выясняется, что в течение многих лет владелец участка, к которому перекрыт проезд, передвигался по чужой территории, не имея на это прав. В такой ситуации бесполезно оспаривать положение границ, определенных кадастровым инженером в процессе межевания территории.

Необходимо попробовать установить сервитут, если владелец изолированного участка земли не сможет найти иного выхода к участку. Для решения сложившейся ситуации, описанной выше, существует возможность владельцу изолированного участка земли подать в суд негаторный иск (иск, целью которого является выявление всех возможных нарушений прав собственности в отношении заявителя).
Так как право гражданина на доступ без препятствий к участку земли нарушено, он имеет право попытаться восстановить свои нарушенные права.

Источник: http://dolgoteh.ru/zakonnoe-pravo-dostupa-k-svoemu-zemelnomu-uchastku-proezd/

Социальная помощь
Добавить комментарий